Я тут ассистирую у И.С. на предмете для третьего курса с когнитивного трека. Их основное практическое задание - сделать репликацию психофизического эксперимента в PsychoPy, проанализировать в R и написать отчёт. Пары, на которых мы разбираемся со всей технической частью, в общем и целом отданы мне, я рассказываю про Питон (который, вообще-то, сама знаю не особо, но там ничего невероятного и не нужно), объясняю классные штуки в R, помогаю дебажить и анализировать. И все мои прекрасные третьекурсницы (женское будущее когнитивной науки, ага) у меня спрашивают, мол, ого, Маша, а как ты так научилась, И.С. говорит, о, ну это спросите у Маши, она умеет - Маша всё умеет. Как это произошло?

Я в школе ЕГЭ по математике сдала на 36 баллов из 100. В начале второго курса я плакала над простейшими задачками на pythontutor'е. На экзамене по R в конце того же второго курса не смогла сделать задание на линейную регрессию, потому что не понимала, что это вообще такое.

И вот я здесь. Я не программист и не аналитик всея Руси, но умею достаточно много - а с тем, чего не умею, могу разобраться. Год назад я впервые проанализировала данные эксперимента в R от начала до конца, со считыванием и предобработкой, а теперь делаю это рутинно. Я могу закодить эксперимент в PsychoPy и в Matlab'е. Я могу научить кодить эксперименты и анализировать получившиеся данные, умею калибровать мониторы и даже делать какие-то штуки с Линуксом (хотя мало).

Я даже к Славе давно не обращалась за помощью, мне легче самой прочитать и попробовать, если что. То, что Слава всё это время был рядом и помогал это, конечно, бесценно круто, и то, что я тогда в первый раз попала на АнДан, и то, что у меня был пусть и плохой, но курс по Питону, и что у меня есть возможность всю дорогу заниматься с репетитором вышматом, много тупить, слушая разные объяснения одного и того же, и вообще у меня очень дружелюбная среда. Но когда милые третьекурсницы спрашивают, мол, Маша, а как научиться так же, я теряюсь. Потому что у меня и ответа нет (много пытаться? пробовать? просить о помощи? сидеть и делать, пока не начнёт получаться, сначала простое, а потом сложнее), и тем более - ощущения, что я уже чему-то научилась. Очень странно!